Бизнес портал: менеджмент, финансы, персонал, реклама

Отсутствие обобщающей теории стратегического управления, тем не менее, не приводит к отказу от применения отдельных стратегических концепций и принципов на практике. Разрабатываемая для практического использования и обобщающая практический опыт, концепция стратегического менеджмента нашла широкое распространение в деятельности западных компаний, обеспечивая их конкурентоспособность и эффективность.

Дополнительная сложность для консультантов по стратегическому управлению в России состоит в том, что внешняя и внутренняя среда организации - основные объекты стратегического анализа не отличаются достаточной прозрачностью: официальная статистика давно стала притчей во языцех, доступ к информации о состоянии дел конкурентов закрыт пресловутой коммерческой тайной, к тому же клиент консалтинговой компании не вполне доверяет своему консультанту и открывает перед ним не все карты. Поэтому естественно, что и рекомендации специалистов лишены оригинальности и смелости: неопределенность требует больших допусков и осторожности при принятии стратегических решений.

Кстати, именно поэтому строгое следование инструкциям западных специалистов нередко приводит к противоположным результатам. Так, модное стратегическое направление организационного развития - аутсорсинг (выделение непрофильных функций в организации и передача их бизнес - партнерам) - в российских условиях нередко оборачивается не ростом производительности труда (как это предполагается) и повышением эффективности работы (что является целью любых организационных решений), а ростом затрат и снижением управляемости предприятия.

Так, несколько лет назад при формировании стратегии развития одной российской нефтяной компании были приглашены консультанты по стратегическому управлению: российское отделение западной компании и консалтинговая компания из России. Эффективность компании, по западным меркам, оценивалась такими показателями, как среднегодовая добыча нефти на 1 работающего (аналог традиционной производительности труда), рентабельность, основные фонды на 1 работающего и др. Поэтому в качестве стратегического решения западный консультант предложил использовать опыт British Petroleum, или классический аутсорсинг, - выделить все обслуживающие и второстепенные подразделения в самостоятельные предприятия, оставив в компании исключительно нефтяников, занятых непосредственной добычей нефти. (Кстати, именно в этом и состоял эффект "экономического чуда" в скандально известной американской энергетической компании Enron.)

В результате производительность труда действительно выросла почти в несколько раз, но при этом добыча нефти осталась на прежнем уровне.

Кроме того, поскольку обслуживающие и второстепенные подразделения были завязаны на единственного потребителя-монополиста, нефтяная компания могла диктовать им свои условия по ценам и тарифам, что, безусловно, позволило снизить издержки и повысить рентабельность, однако фактически обанкротило выделенные дочерние предприятия. Помимо этого, дополнительные убытки возникли за счет налогообложения услуг, которые ранее относились к внутрифилиальным оборотам и налогами не облагались.

Российский же консультант, напротив, исходил из того, что надо повысить управляемость компании. Поэтому ни о каком выделении обслуживающих и второстепенных подразделений вопрос даже не ставился. Стратегия развития нефтяной компании должна была строиться, по его мнению, на основе широкого внедрения новой техники и технологии, обеспечивающего пусть не столь значительный, но зато реальный рост производительности труда, а также на базе развития организационной культуры с целью обеспечения рационального использования ресурсов.

Очевидно, что рекомендации российского консультанта выполнить было сложнее, да и первоначальных затрат они требовали больше. К тому же за российским консультантом не было авторитета British Petroleum, поэтому руководство предпочло внять советам западной консалтинговой компании. Сегодня опыт British Petroleum популярен в российских нефтяных компаниях.

Однако нередки примеры, когда российские консультанты по менеджменту работают по принципу "дешево, но сердито", предлагая примитивные или штампованные решения и компрометируя тем самым саму идею стратегического подхода к управлению.

Рейтинг: 
Голосов пока нет

Реклама

Календарь

пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
8
9
10
11
12
13
14
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
Октябрь 2018
 

Опрос

Нравится ли вам наш сайт?

Copyright © 2018