Бизнес портал: менеджмент, финансы, персонал, реклама

Организации, которые смогли создать атмосферу доверия, добились или смогут добиться наиболее значительных успехов в управлении знанием. Начетнический подход к инициативам в управлении знанием делает их простой формальностью.

Без доверия инициативы по управлению знаниями неизбежно провалятся, независимо от того, насколько глубоко они поддерживаются технологиями и риторикой.

Перечислим основные аспекты атмосферы доверия в организации:

  • доверие должно быть явным, зримым. Сотрудникам компании необходимо знать, что распространение знаний получает поддержку. Должны существовать прямые подтверждения наличия атмосферы доверия. Обычная декларация важности доверия в формулировке миссии организации недостаточна;
  • доверие должно быть повсеместным. Иначе "рынок знаний" в компании становится асимметричным и теряет свою эффективность;
  • доверие должно исходить с "вершины". В организации оно обычно распространяется сверху вниз. Пример высшего руководства часто определяет нормы и ценности фирмы. Если высшие руководители завоевали доверие к себе, доверие "просочится" по всей организации и станет одной из ее характеристик. Если они цинично эксплуатируют знания других для личной выгоды, по всей компании распространится недоверие. Ценности руководителей становятся известными всей организации благодаря разнообразным "сигналам, знакам и символам".

Когда мы "продаем" знание внутри фирмы, получение нами адекватного признания зависит от того, доверяет ли нам "покупатель" или менеджер. В большинстве случаев мы получаем признание за передачу знания, только если "покупатель" признал наш вклад. Если он притворяется, что знание принадлежало ему, то мы не получим ничего. Если кто-то приписывает себе результаты нашей работы, то мы таких вкладов больше делать не будем. Также маловероятно, что "покупатель", который не признает нашего вклада и своего "долга" перед нами, в будущем откликнется на наши просьбы о помощи. И руководитель, который демагогически рассуждает о ценности обмена знаниями, но при этом вознаграждает тех, кто знание скрывает, не создаст того уровня доверия, который нужен для эффективной работы "рынка знания".

Обезличивающая природа программного обеспечения для работы в группах позволяет любому публиковать информацию, а остальным - анонимно пользоваться ею. Однако при этом не возникает того доверия к качеству знания, которое возникает при личном общении. Вероятность взаимности в такой системе также невелика. Покупатель, сгружающий что-либо с сервера, не ощущает обязательств перед провайдером, которые он ощутил бы при телефонном звонке или при личной встрече. Поэтому наиболее успешные системы для групповой работы модерируются для обеспечения точности и актуальности публикуемых материалов. Существуют также способы оценки интенсивности использования размещенных материалов и признания вклада авторов.

Обмениваясь личными знаниями, люди ожидают, что другие их выслушают и отреагируют. Хорошие взаимоотношения в организации освобождают процесс создания знаний от недоверия, скрытности, страха и неудовлетворенности и позволяют членам организации сконцентрироваться, к примеру, на свободном изучении новых рынков, запросов потребителей, продукции и технологий.

При общении с другими людьми у вас возникает определенное доверие к ним, и оно в некоторой степени компенсирует то, что вы, возможно, не знаете об этом человеке. Вы не знаете, каковы его мотивы, предпочтения, интересы, личный опыт, мнение о вас, отношение к общению с вами, способность соблюдать договоренности, которые вы заключаете, и тому подобное. Люди часто преподносят себя с помощью своих рассказов, которые подчеркивают одни характеристики, принижая значение других. В любом случае требуется время для понимания опыта другого человека. Но невозможно помочь людям расти без веры в то, что они воспользуются нашими уроками и рекомендациями наилучшим способом.

Чтобы принять вашу помощь, другая сторона должна верить в искренность ваших намерений. Например, ваш визави должен быть уверен, что вы не выставите его как некомпетентного в глазах третьего лица, как менеджер, который слишком много "помогает" ему. Ваша репутация и доверие будут тесно связаны. Для укрепления доверия другого человека и вашей собственной репутации, нужно сделать свое поведение по отношению к этому человеку систематическим и свести сюрпризы к минимуму.

Рейтинг: 
Голосов пока нет

Copyright © 2018